Сегодня, когда пишут о трагических мартовских событиях 1918 года в Баку, как правило, представляют их лишь как результат деятельности дашнаков. Однако при этом почему-то забывают отмечать, что одновременно с дашнаками в уничтожении мирного азербайджанского населения участвовали и красноармейские части, возглавляемые большевиками.
Тандем дашнаков и большевиков стал складываться задолго до марта 1918 года.
Во время первой мировой войны российской армии при помощи дашнаков удалось оккупировать часть Анатолии. После большевистского переворота в октябре 1917 года Совет Народных комиссаров во главе с Лениным принял декрет о турецкой Армении, согласно которому подразумевалось создание независимого армянского государства на оккупированных землях Турции. Создание армянского государства поручалось чрезвычайному комиссару Советской России на Кавказе Степану Шаумяну.
Нужно отметить, что Шаумян как никто другой подходил для этой роли. Несмотря на принадлежность к Российской партии большевиков, он имел очень тесные связи среди дашнаков. Однако турецкая армия перечеркнула план создания армянского государства. В скором времени она перешла в контрнаступление и освободила все оккупированные русской армией земли.
Однако издание этого декрета положило начало союзу двух партий - Коммунистической и Дашнакцутюн.
После свержения царизма в феврале 1917 года в России появились совершенно новые органы власти. Одним из таких органов стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В Баку тоже был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. Большинство членов Совета составляли армяне и русские, которые с презрением относились к азербайджанцам.
Интересы азербайджанцев, проживающих в Баку, представлял Совет мусульманских национальных общественных организаций. К октябрю 1917 году завершилось формирование азербайджанской общенациональной партии - Тюркской партии федералистов Мусават. В октябре 1917 года состоялся I съезд партии. На съезде восстановление азербайджанской государственности было провозглашено главной целью партии. Столицей азербайджанского государства, по мнению мусаватистов, должен был стать Баку.
Решения партии Мусават напугали дашнаков и большевиков. Большевики считали Баку, да и весь Азербайджан частью советской России.
Отношение советской власти к идее создания автономной азербайджанской республики Степан Шаумян выразил следующими словами: "Желающие автономный Азербайджан, получат в итоге груду развалин". Дашнаки же собирались включить азербайджанские земли в состав будущей "Великой Армении". Борьба против национального движения в Азербайджане стала основой союза большевиков и дашнаков.
После октябрьского переворота большевистское руководство Бакинского Совета при поддержке дашнаков провозгласило Баку частью Советской России. Партия Мусават отказалась признать новое правительство России во главе с Лениным. В ноябре 1917 года Мусават и другие национальные партии Южного Кавказа провозгласили создание первого независимого правительства в крае - Закавказского комиссариата. Впоследствии было создано законодательное собрание Южного Кавказа – Закавказский комиссариат, и правительство, ответственное перед этим парламентом.
После октябрьского переворота начался развал российской армии. Солдаты русской кавказской армии потянулись в Россию. Железнодорожный маршрут с Кавказского фронта лежал через Баку и дальше через Дагестан. В Дагестане в это время происходили кровавые столкновения между местным населением и казаками. Многие солдаты боялись возвращаться через Дагестан и предпочитали оставаться в Баку. Большевики воспользовались создавшейся ситуацией. Они создавали их этих солдат части Красной гвардии.
Возникшей ситуацией воспользовались и дашнаки. Они за бесценок скупали оружие у отступающих российских солдат и создавали в Баку собственные вооруженные отряды. Кроме того, в составе российской армии существовали целые воинские части, состоящие лишь из армян.
Бакинский Совет мусульманских общественных организаций также пытался создавать собственные вооруженные отряды для защиты азербайджанского населения города. Но, к сожалению, возможности Бакинского мусульманского Совета не шли в сравнение с возможностями дашнаков и большевиков.
Единственной воинской частью, который состоял из азербайджанцев в Российской армии, являлся Татарский полк в составе "Дикой" дивизии. Татарский полк состоял из четырехсот сабель. Этот полк после февральской революции был направлен в Азербайджан. Отдельные части полка были размещены в Баку. Кроме того, в Баку была создана школа для азербайджанских юнкеров. Мусульманский национальный совет также создавал добровольческие отряды из гочу – телохранителей азербайджанских миллионеров. Азербайджанцы в отличие от армян были лишены военных навыков, так как в период вхождения в состав Российской империи не призывались в армию. Кроме того, чувствовалась нехватка офицерских кадров.
К марту 1918 года большевикам удалось сосредоточить в Баку шесть тысяч солдат. У армян было четыре тысяч штыков. Достаточно было одной искорки, чтобы разгорелся пожар национальной резни. Этой искрой стала история, связанная с похоронами сына известного азербайджанского промышленника и мецената гаджи Зейналабдина Тагиева.
Сын Тагиев Мухамед служил в конном отряде генерала Талышханова. Этот отряд был организован азербайджанцами, проживающим на территории Мугани, для защиты мирного населения от нападений русских поселенцев.
Приехавшие в Азербайджан после его захвата Россией поселенцы стали опорой российской власти. Им выделялись лучшие земли. После октябрьского переворота, воспользовавшись безвластием, они пытались полностью вытеснить азербайджанцев из Мугани.
Мухамед погиб от шальной пули во время игры в "русскую рулетку". Его тело было отправлено для похорон в Баку. Гроб сопровождала группа офицеров.
После прибытия похоронной процессии в Баку Бакинский Совет рабочих и солдатских депутатов потребовал от офицеров разоружиться. Офицеры, понимая, что приказ Баксовета носит провокационный характер, отказались его исполнить. Именно это и стало той искрой, поводом, чтобы развязать резню.
Вооруженные до зубов большевистские и дашнакские части приступили к уничтожению мирного азербайджанского населения.
Причем уничтожению подвергались все, независимо от социального происхождения.
Как свидетельствуют очевидцы тех событий, 30 марта в шесть часов утра бои началась по всем улицам города. Дашнаки и большевики перешли в наступление по всему городу.
Совет мусульманских общественных организаций пытался организовать сопротивление. Но эти попытки были тщетными. Вооружение азербайджанцев не шло ни в какое сравнение с вооружением армян.
Бакинский Совет рабочих и солдатских депутатов решил воспользоваться создавшейся ситуацией. Для подавления "антисоветского мятежа" (именно так были представлены причины резни азербайджанцев) был создан Комитет революционной обороны во главе с армянином Коргановым.
Представители почти всех слоев армянского общества участвовали в уничтожении азербайджанского населения Баку. Среди участников резни можно было встретить и рабочего, и нефтепромышленника, и врача, и инженера.
Взятых в плен азербайджанцев армяне гнали в театр Маилова (театр оперы и балета). Многих расстреливали прямо по дороге к театру.
Дашнаки не довольствовались одним лишь уничтожением мирного азербайджанского населения. Они также сжигали дома и общественные здания. Так, дашнаком Татовесом Амировым было сожжено здание Исмаиллие, в котором размещались общественные и благотворительные организации азербайджанцев.
1 апреля 1918 года Бакинский Совет предъявил ультиматум Мусульманскому Национальному Совету. В соответствии с этим ультиматумом, Мусульманский Совет должен был признать власть Бакинского Совета. Во избежание полного уничтожения мирного азербайджанского населения города Мусульманский Совет принял ультиматум. Но даже это не предотвратило продолжение резни.
Уничтожение мирного населения было прекращено лишь после того, как этого потребовали солдаты Бакинского гарнизона и матросы Каспийской флотилии.
За три дня, с 30 марта по 1 апреля, было уничтожено около двенадцать тысяч человек.
После этого было создано новое правительство - Совет Народных комиссаров во главе со Степаном Шаумяном. Из отрядов красной гвардии и армянских частей был создан I Кавказский Красный корпус.
Части этого корпуса под командованием Татовеса Амирова и Степана Лалаяна сожгли Шамахы. Бригада Кавказского Красного корпуса под командованием Амазаспа в апреле захватила Губу и уничтожила мирное мусульманское население.
Однако смелые во время уничтожения мирного азербайджанского населения большевики и дашнаки во время столкновений с регулярными азербайджанскими и турецкими частями предпочли бежать с поля боя.
15 сентября Баку был освобожден. Большевистские и армянские вожди, боясь мщения, бежали, оставив своих сторонников на произвол судьбы.
Р.Рустамов