Great.az
» » Мусульманин Гусейн Хан Нахичеванский утверждал проект Церкви Святой Ольги
» » Мусульманин Гусейн Хан Нахичеванский утверждал проект Церкви Святой Ольги

    Мусульманин Гусейн Хан Нахичеванский утверждал проект Церкви Святой Ольги


    Мусульманин Гусейн Хан Нахичеванский утверждал проект Церкви Святой Ольги

    Во время военной кампании России и Пруссии против Франции, 2 июня 1807 года под Фридландом (ныне г.Правдинск) произошёл решающий бой. Французы, ведомые Наполеоном, прижали Русскую Армию Беннингсена к излучине реки Алле и расстреливали её из пушек. Мосты через реку горели, а отступление вброд было крайне медленным. Армии грозила капитуляция или физическое уничтожение. Чтобы выиграть время для переправы, в контратаку были брошены Лейб-Гвардии Измайловский и Павловский гренадёрские полки. Особо отличились Павловцы, которые "одиннадцать раз ходили в штыки". И всё же, французские батареи своим огнём заставили гренадёров отступить. Тогда, в последнюю атаку пошёл Лейб-Гвардии Конный полк. Он решительно врезался в ряды наступавших французов и остановил их. Время для переправы Русской Армии было выиграно. Но какой ценой! В кавалерийской атаке погибло 16 офицеров и 116 нижних чинов полка. Несмотря на поражение в этом кровопролитнейшем бою и во всей кампании в целом, героизм русских войск произвёл огромное впечатление на Наполеона. Во время личной встречи с Александром I в Тильзите (ныне г.Советск) он заключил с ним почётный для России мир и убедил в необходимости создания совместно оборонительного союза против англичан.

    Бой под Фридландом стал для Русской Императорской Армии синонимом героизма и честно выполненного воинского долга. Участием в этом бою гордились такие исторические личности как Князь Багратион, Денис Давыдов и кавалерист-девица Дурова. Понятно, что аналогичные чувства разделяли и Конногвардейцы. И это несмотря на то, что в войнах с Наполеоном полк блистательно проявил себя и при Аустерлице, и при Бородино. В 1907 году исполнялось сто лет со дня Фридландского боя и командующий этого элитного полка Гусейн Хан Нахичеванский решил отметить юбилей особенно торжественно.

    Нахичеванский по происхождению принадлежал к Владетельной Ханской Фамилии Эриванской губернии. Он был младшим сыном Келб-Али Хана — первого азербайджанца, окончившего Пажеский Его Величества Корпус и впоследствии ставшего Кавалером Ордена Святого Георгия 4 степени. В десятилетнем возрасте Гусейн Хан был зачислен в Пажи к Высочайшему Двору. Позже стал учиться в Пажеском Его Величества Корпусе, который окончил по 1 разряду. В неполные двадцать лет был произведён Корнетом Лейб-Гвардии в Конный полк. С этого момента и до конца жизни Гусейн Хан числился в списках этого полка. Служба его складывалась весьма успешно. Хан дослужился до звания Полковника Гвардии, был пожалован многими российскими и иностранным орденами и медалями, был избран Заместителем Председателя Мусульманского Благотворительного Общества Петербурга. Гусейн Хан женился на дочери известного русского поэта, переводчика и издателя Николая Васильевича Гербеля — Софье Николаевне, которая в связи с его Высоким происхождением была возведена в Княжеское Достоинство. Софья Николаевна родила Хану двух сыновей — Николая Хана и Георгия Хана, а также дочь — Княжну Татьяну.

    В 1904 году началась русско-японская война. Участие в ней Гвардии не планировалось. Но отдельные офицеры с Высочайшего разрешения пошли на войну добровольцами. В их числе был и Гусейн Хан. Он был назначен Командиром 2 Дагестанского конного полка, который был укомплектован исключительно выходцами с Кавказа. Кратковременная кампания принесла заслуженную славу полку и его Командиру. Гусейн Хан был удостоен семи наград за боевые заслуги! Среди них, самые высокие награды за боевые заслуги в Российской Империи — Орден Святого Георгия 4 степени и Золотое Оружие с надписью "За храбрость". Кавалером Ордена Святого Георгия Хан был пожалован за бой у деревни Ландунгоу, где русские пехотинцы попали под сильнейший перекрёстный ружейный, пулемётный и артиллерийский огонь противника. Отряду грозило полное уничтожение. Гусейн Хан лично повёл своих Дагестанцев в кавалерийскую атаку на японцев и выручил отряд. Сюжет этой атаки очень напоминает схему Фридландского боя, о котором Хану читали лекции во время учёбы в Пажеском Корпусе.
    В июле 1906 года Гусейн хан Высочайшим Указом был назначен Командующим родного полка. Таким образом, он стал первым и единственным азербайджанцем, который командовал Гвардейским полком Русской Императорской Армии. И каким! Кавалерийским полком, который ранее других стал Гвардейским! Его Державными Шефами, за исключением Александра I, были все Царствующие Особы Дома Романовых, от Анны Иоанновны до Николая II. Их портреты в мундирах Полковников Лейб-Гвардии Конного полка были украшением многих музейных коллекций. Знаменитый Барон Пётр Карлович Клодт в посмертной скульптуре Николая I на коне в Петербурге изобразил его в том же мундире. И это не случайно. Как вспоминали современники "Николай I особенно милостиво относился к Лейб-Гвардии Конному полку, называя его "моя старуха Конная Гвардия", постоянно выказывал полку Высокие знаки благоволения".

    Местом дислокации Лейб-Гвардии Конного полка в Петербурге были Конногвардейские казармы, а полковым Храмом — Благовещенский Собор. Летом полк нёс службу в лагерных условиях Красного Села, а полковую Церковь устраивали по-походному в одной из столовых.

    В связи с приближением юбилея Фридландского боя Гусейн Хан предложил своим офицерам начать сбор личных средств на строительство в Красном Селе по Стрельнинскому шоссе, каменной Церкви во Имя Святой Ольги в память об этом событии. Это было воспринято Полковым Офицерским Собранием с огромным энтузиазмом.
    В июле 1907 года Хан Нахичеванский обращается к Протопресвитеру Военного и Морского Духовенства А.Желобовскому с покорнейшей просьбой Благословить инициативу Лейб-Гвардии Конного полка. Его Высокопреподобие разрешает закладку полковой Церкви в Красном Селе и добавляет "призываю Благословение Божие на начало Святого Дела и желаю скорейшего его окончания".

    Закладка Церкви во Имя Святой Ольги состоялось 6 августа в Высочайшем присутствии. Император Николай II, Императрицы Мария Фёдоровна и Александра Фёдоровича, Великая Княжна Ольга Николаевна, Великий Князь Николай Николаевич Младший, Высочайший Двор приняли участие в этой торжественной церемонии. При закладке присутствовали представители всех Лейб-Гвардии пехотных полков, которые участвовали во Фридлансколм бою: Семёновского, Измайловского, Егерского, Гренадёрского, Павловского, Финдляндского, Кексгольмского, Санкт-Петербургского.

    После закладки Николай II повелел закончить строительство Церкви до 11 июля 1909 года — дня Тезоименитства своей дочери Ольги и в тот же день освятить её. Начался сбор средств на строительство. В Лейб-Гвардии Конном полку офицерами могли служить только дворяне из состоятельных Родов. И они жертвовали значительные по тем временам суммы. Не осталась в стороне и Императорская Фамилия: Император Николай II, его дочь — Ольга Николаевна, Великие Князья Павел Александрович, Константин и Дмитрий Константиновичи, Великие Княгини Александра Иосифовна и Елизавета Маврикиевна внесли самые крупные пожертвования. Архивные документы сохранили нам имена и других людей, которые поддержали инициативу Хана Нахичеванского. Среди них много бывших командиров и офицеров Лейб-Гвардии Конного полка: Князь А.И.Барятинский, Князь А.И.Багратион-Мухранский, Князь В.Н.Орлов, Граф Г.В.Комаровский, Граф П.А.Шувалов. Жертвуя деньги, они в письмах выражали Хану Нахичеванскому свою готовность и в дальнейшем оказывать посильную помощь в Святом Деле. А таковым они считали строительство Храма в честь боя, о котором потомки должны помнить вечно. Потому, что народ забывающий свою историю превращается в толпу. Наиболее точно выразил эти чувства в своём письме из Ниццы от 10 декабря 1907 года бывший офицер полка.

    "Всегда готовый содействовать восстановлению сладких воспоминаний о подвигах родного полка, я считаю себя счастливым, что могу принять участие в постройке Храма, в память столетней годовщины Фридландского боя. Прилагаю при сём 1000 р. и прошу Ваше Сиятельство принять благодарность старого Конногвардейца за доставленную ему честь. М.Арнольди".

    Замечательное письмо! Арнольди благодарит Хана за то, что ему была оказана честь, пожертвовать огромную по тем временам сумму на строительство Храма в честь ратного подвига родного полка.
    Архитектор Басин представил проект и смету каменной Православной Церкви светло-желтого цвета с серыми куполами в виде уменьшенной копии Благовещенского Собора, а мусульманин — Гусейн Хан Нахичеванский утвердил их. В Лейб-Гвардии Конном полку служили подданные Империи разных конфессий, а за всё отвечал Командир.

    Строительство продолжалось весьма интенсивно и было закончено в срок. Церковь освятили 10 июля 1909 года. В этот день офицеры полка, их жёны и близкие сфотографировались на её фоне. В центре группы Хан Нахичеванский с женой и дочерью. На следующий день по случаю Храмового Праздника и Тезоименитства Великой Княжны Ольги Николаевны были отслужены Божественная Литургия и Благодарственное Молебствие. Святое Дело было завершено.



    Эмин Мемедли, старший научный сотрудник
    Института проблем управления РАН РФ | 27.07.2004



    Похожие новости



Полезные советы
Здоровье и Красота


Мужской и Женский мир
Фото новости

Нажмите ««Нравится»», чтобы читать нас на   Facebook
Bağla
Нажмите ««Нравится»», чтобы читать нас на   Facebook