Great.az
» » Орудж Бек Баят
» » Орудж Бек Баят

    Орудж Бек Баят


    Орудж Бек Баят

    Орудж Бек Баят


    1604 году, за год до появления "Дон Кихота Ламанчского" Сервантеса, в городе Вальядолиде - столице Испанского Королевства, на испанском языке выходит книга под названием "Дон-Жуан Персидский", автор которой - азербайджанец Орудж-бек из тюркского кызылбашского племени Баят, прибывший в качестве секретаря сефевидского посольства в Испанию и пожелавший навсегда там остаться. Событие само по себе было знаменательным по многим причинам. Это была, очевидно, первая книга азербайджанского автора, вышедшая в Европе, первая книга, напечатанная типографским методом и первый перевод сочинения азербайджанского автора на один из европейских языков. Кроме того, выход этой книги и прием, оказанный Орудж-беку при королевском дворе, косвенно свидетельствует о высоком уровне образования выпускников азербайджанских университетов того времени. В честь Орудж-бека при испанском дворе пишут сонеты, в которых подчеркивается его аристократизм, высокая образованность и любовь к живописи. Его общества ищут члены королевской семьи:




    Хвала тому, кто смел, красив и строен,
    У нас теперь с Испанией сроднился,
    Аристократом выглядит, но бился
    На бранном поле, как обычный воин.
    Муж воинственный и смелый
    Он владел и кистью тонко,
    Рисовал как мастер зрелый.
    Удостоен славой громкой,
    Он запечатлел потомкам
    Тех, кто занят бранным делом.

    В 1926 году, после долгих лет забвения, эта книга была переведена на английский язык и издана в Лондоне, а в 1959 была переведена на персидский язык. На русский язык книга Орудж-бека была переведена и издана в Баку известным азербайджанским историком Октаем Эфендиевым совместно с Акифом Фарзалиевым, с обширными комментариями и введением. Приводимая ниже биография Дон-Жуана (Орудж-бека) составлена на основе сведений, приводимых самим Орудж-беком в своей книге.

    Орудж-бек, по предположению некоторых исследователей, родился в 1560 году. Отец его, Султанали-бек, знатный представитель кызылбашского-тюркского племени Баят, был близким приближенным сефевидского шаха Мухаммеда Худабенде (1578-1587 годы) и его сына Хамза-мирзы.

    В годы правления Худабенде почти весь Азербайджан был захвачен Османской Турцией и усилия сефевидских властей, в первую очередь, были направлены на освобождение Тебриза. Молодой Орудж-бек вместе с отцом участвует в сражениях за Тебриз. В одном из таких сражений в 1585 году Султанали-бек геройски гибнет и командование отрядом в 300 человек, собранным отцом за свой счет, поручается Орудж-беку. После этого Орудж-бек участвует во многих компаниях, проводимых Хамза-мирзой.

    После восшествия на сефевидский престол Ирана выдающегося полководца и государственного деятеля шаха Аббаса I (1587-1629 года) Орудж-бек участвует во многих его военных походах и в 1589 году, после взятия Герата, выдвигается, как он сам говорит, на высокую должность в армии. Авторитет Орудж-бека как талантливого военного и политического деятеля к этому времени был уже настолько высок, что когда встал вопрос о составе антиосманского посольства, направляемого в Европу шахом Аббасом I, его кандидатура была названа одной из первых.

    Посольство, во главе которого стоит Хусейнали-бек, покидает страну в июле 1599 года. В миссию входит четыре секретаря и пятнадцать слуг. Первым секретарем посольства назначается Орудж-бек. Дипломатическая миссия была уполномочена шахом Аббасом I посетить, кроме России, восемь европейских государств: Германию, Рим, Испанию, Францию, Польшу, Венецию, Англию и Шотландию.

    Из Исфагана через Кум и Казвин посольство направляется в Гилян, откуда на корабле с приключениями добирается до Астрахани. Отсюда путешествие продолжается по Волге до Казани, дальше на санях через Нижний Новгород и Владимир в Москву. В ноябре посольство с большими почестями встречается в Москве и принимается царем - Борисом Годуновым. Как пишет Орудж-бек из-за дождей и снега приходится задержаться в Москве пять месяцев.

    В начале 1600 года посольство, получив богатые царские подарки, продолжает свой путь на Запад. Из Архангельска, на корабле, миссия прибывает в устье Эльбы и поднявшись по реке до Эмдена, продолжает свой путь по Германии на восьми каретах. На всем пути до города Праги в Богемии владетели земель принимают посольство с большими почестями.

    В Праге они были торжественно приняты императором Рудольфом II (1576-1612 года), внуком Фердинанда I. В течение трех месяцев путешественники отдыхают в императорском дворце, а весной 1601 года отправляются в путь, следуя через Нюрнберг, Мюнхен и другие города Германии в Италию. В Мантуе герцог известного рода Гонзага принимает их в своем дворце. Далее Орудж-бек, вместе с другими членами посольства, едет через Верону и Феррару во Флоренцию. Во Флоренции они две недели отдыхают во дворце великого князя Тосканы Фердинанда I. Сам князь с супругой Кристиной, внучкой королевы Екатерины Медичи, принимают их в Пизе, где они гостят в течение десяти дней. Отсюда миссия направляется в Рим на прием к Папе. У городских ворот их встречают свыше тысячи экипажей, четыре тысячи всадников и огромное количество пеших горожан. Когда посольство въезжает в город, из крепостных пушек в их честь дается салют, а папские мушкетеры дают залп. В Риме они остаются два месяца и принимаются Папой.

    Из Рима Хусейнали-бек с оставшимися членами посольства на зафрахтованных галерах отправляются во Францию и верхом на лошадях через города Авиньон, Монпелье, Перпиньян попадают в Барселону и оттуда с небольшими остановками в столицу Испанского Королевства Вальядолид. Здесь, передав послание шаха Аббаса I королю Испании Филиппу III, дипломатическая миссия Хусейнали-бека завершает свое задание и, совершив путешествие по всей Испании, прибывает в порт отправления на родину - Лиссабон. Все в работе миссии было бы хорошо, если бы не одна неприятная неожиданность: трое из четырех его секретарей посольства принимают христианство и решают остаться в Испании. Крестным отцом Аликули-бека, племянника посла, становится сам король Филипп III, дав ему имя дона Филиппа Персидского. Вторым крестится Буньяд-бек и становится доном Диего Персидским и, наконец, последним вероотступником оказывается Орудж-бек, названный в новой вере Дон Жуаном Персидским. Крестной матерью его стала Маргарита Австрийская, королева Испании.

    О дальнейшем пребывании Дон Жуана в Испании почти ничего неизвестно. Есть, правда, сообщение одного из современников о ссоре его с послом Персии 15 мая 1605 года и убийстве последнего шпагой на поединке. Исторические сведения и путевые заметки, приводимые Орудж-беком, свидетельствуют об его наблюдательности и стремлении к обобщениям. Так, говоря о сефевидском Иране, он пишет: "Сейчас у нас 32 клана благородных семей, признанных в Персии и имеющих огромное превосходство в стране". К ним он относит фамилии Устаджлу, Шамлу, Афшары, Туркоманы, Байаты, Текелу, Хармандалу, Зулкардарлу, Каджар, Караманлу, Байбартлу, Испирлу, Орйат, Чаушлу, Асайишлу, Чамиш-Казаклу, Сарузолаклу, Карабаджаклу, Бахарлу, Куйниорилу, Кырклу, Бошалу, Хаджи Факихлу, Хамзалу, Золахлу, Махмудлу, Гарачомахлу, Гарагойунлу, Гези-Байызлу, Пейклу, Иназлу и Кух-Гилуйалу. Следовательно, управление всем Ираном даже при шахе Аббасе I, который старался уменьшить авторитет кызылбашской знати, согласно Орудж-беку, находилось полностью в руках азербайджанцев.

    Строки, написанные Орудж-беком об Испании, без каких-либо изменений могли бы сойти за репортаж с Олимпийских игр 1988 года в Барселоне, переданный по телевидению, хотя написаны они почти четыреста лет назад: "Все эти народные празднества, как нам показалось, в Испании проводились лучше, чем в любом другом королевстве или стране, которую мы посетили раньше, так как испанцам даже в состязаниях присущи великолепие и самообладание, которых не хватает другим народам".

    Читая описание Орудж-беком жизни в Московии, на память приходят другие годы: "Никому не разрешается обращаться к врачу для лечения, если тот иностранец, и ни один под страхом смерти не может покинуть Московию, чтобы поехать в другую страну, иметь общение с другим народом и выучиться чему-нибудь". О персах он пишет, что они "всегда ревновали своих жен, это их древняя характерная черта". В заключении хочется отметить, что, несомненно, Орудж-бек был выдающейся личностью, а его труд, написанный без обычной шахской цензуры, является ценным источником по исследованию истории Азербайджана, Ирана, Кавказа и других сопредельных стран и географии, этнографии и искусства России и ряда стран Европы. Сам Орудж-бек свое путешествие без лишней скромности сравнивает с путешествиями Марко Поло и Магеллана.

    Остается, правда, неясным вопрос мог ли Дон Жуан (Орудж-бек) послужить прототипом образа рыцаря- женолюбца Дон Жуана, выведенного испанским драматургом Тирсо де Молика в его пьесе "Севильский озорник или Каменный гость" в 1630 году или, напротив, при крещении Орудж-беку было дано имя популярного в народе и чем-то его напоминающего Дон Жуана.


    Похожие новости



Полезные советы
Здоровье и Красота


Мужской и Женский мир
Фото новости

Нажмите ««Нравится»», чтобы читать нас на   Facebook
Bağla
Нажмите ««Нравится»», чтобы читать нас на   Facebook